Причины поломки турбины
Многие владельцы автомобилей с турбо-моторами, а также те, кто желаю приобрести подобный автомобиль задаются вопросами, по какой причине выходят из строя турбины и как предотвратить поломку. Ведь ни для кого не секрет, что ремонт турбины не дешев. Ниже мы приведем основные причины поломок турбины.
Составляя отчет по прошедшим через нашу компанию турбинам мы пришли к следующим выводам:
- Порядка 40% поломок случились из-за попадания посторонних предметов на лопатки турбинного или компрессорного колес.
- Следующая большая группа поломок — 40%, вызвана неисправностью системы смазки.
- Остальные 20% — другие причины.
Теперь подробнее рассмотрим все эти пункты. Итак, что это за посторонние предметы могут повредить турбинное колесо:
- отломившиеся части свечей, клапанов и камеры сгорания
- прокладка, части которой при неправильной установке могут оторваться и попасть в выпускной коллектор
- гайки, шайбы, болты, которые при замене турбокомпрессора по неосторожности автомастера падают в выпускной коллектор
- отломившиеся части поршней двигателей
Все эти предметы, даже при незначительном своем размере, приводят к серьезному повреждению турбинного колеса.
Какие посторонние предметы могут повредить компрессорное колесо (стоит отметить, что компрессорное колесо реже повреждается посторонними предметами):
- части воздушного фильтра
- армирующая проволока, кусочки резины, оторвавшиеся от впускных патрубков
- болты, гайки и шайбы, которые попадают во впускной патрубок при замене воздушного фильтра или патрубков
Теперь поговорим о неисправностях системы смазки, которые приводят к поломкам турбокомпрессоров. Чаще всего можно обнаружить отложения в трубопроводах, которые служат для подачи и отвода масла к турбине. Естественно уменьшается площадь сечения, что в свою очередь осложняет подачу масла к подшипникам турбины. Безусловно понятно, что для нормальной работы турбокомпрессора чрезвычайно важно, чтобы подача масла осуществлялась в допустимых пределах, просчитанных заводом изготовителем (количество масла и давление).
При постоянной подаче чистого масла турбокомпрессор прослужит многие тысячи часов без заметного износа и будет радовать автовладельца «тягой», «подхватом» и заводной динамикой.
Владельцам автомобилей, которые эксплуатируются в горах также стоит обратить внимание на температуру отработавших газов. Ведь если двигатель работает на предельных температурах на уровне моря, превысит их на высоте 1500 метров. Обратите внимание, что также возможно увеличение максимальной скорости вращения вала турбины с выходом за расчетные значения. Поэтому, требуется сменить систему подачи топлива, в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя автомобиля (турбины).
В условиях «нормальной» эксплуатации авто по отношению к уровню моря на увеличение температуры отработавших газов влияют:
- позднее зажигание
- бедная смесь
- поздний момент впрыска
- неисправные лямбда-зонды
- «забитый» катализатор
Среди распространенных причин поломок турбин является повышенное сопротивление на впуске (воздушный фильтр, патрубки, поврежденные соединения), что приводит к значительному уменьшению подачи воздуха и повышению температуры отработавших газов. Поэтому мы советуем менять воздушный фильтр не просто в соответствии с пробегом, а по его состоянию, регулярно проверять состояние соединений патрубков. Кроме того, обратите внимание насколько жесткое крепление турбокомпрессора к двигателю, чтобы исключить вибрации.
На современные двигатели на «тяжелом» топливе ставят турбины с изменяемой геометрией соплового аппарата (турбина с геометрией). Наиболее частые жалобы автовладельцев — заклинивание соплового аппарата в одном положении.
Рассмотрим причины этого вида неисправности:
- неисправность привода изменяемой геометрии (электрического, вакуумного)
- попадание сажи или масла из двигателя в механизм изменяемой геометрии
Сажа попадает из-за неисправных форсунок (льют), либо неисправной системы ЕГР (прогарание клапана или его зависание).
При диагностике современного «дизеля» возможно прямо или косвенно выявить неисправность форсунок (коррекции по подаче для CDI и PD и др) и системы ЕГР (по фактическому и расчетному количеству воздуха).
Масло же может попадать или из-за изношенной поршневой группы двигателя, или из-за неисправности системы вентиляции картера двигателя.
Резюмируя хотим отметить, что поломку турбокомпрессора можно практически исключить. Нужно лишь обеспечить подачу качественного масла в турбину в количестве, определенном заводом изготовителем, не допускать попадания посторонних предметов на лопатки и исключить перегрев турбины.